- Скотоводство
-
СКОТОВО́ДСТВО — одна из форм хоз. деят-ности, основ. на содержании и разведении домашних животных. Входит, наряду с птицеводством, собаководством, кролиководством, пчеловодством, шелководством и др., в комплекс жив-ва. Большинство специалистов связывают С. с содержанием стадных копыт. животных, особенно круп. и мел. рогатого скота, с целью получения мяса и молока для питания, шерсти и кожи для промыслов. С. вместе с земледелием входит в комплекс производящего х-ва. Приручение копытных животных, в отличие от одомашнивания первых доместицированных животных (свиньи и собаки), произошло позднее и потребовало от человека больших усилий. Отделение С. от земледелия и превращение его в ведущую отрасль х-ва произошло ок. 3—2 тыс. до н. э. при сложении кочевничества, открывшего эпоху дальних миграций в степях Евразии. Существует большое разнообразие классификаций С., его типов и видов. В обобщенном виде выделяются формы: стационарная (пастушеская), подвижная (отгонно-пастбищная и др.), полукочевая и кочевая. В стац. форме С., как правило, подчинено земледелию. Для кочевого С. наиболее благоприятна зона степей (цикличные перекочевки), пустынь (кочевание между колодцами), гор. Кочевое С. предполагает быт с переносными жилищами, мясной и молочной пищей, с приготовлением алкогольных напитков мол. происхождения, изготовлением из шерсти войлочных и ковровых изделий, утвари из кожи и т. п. С. способно обеспечить быстрый рост прибав. продукта, не случайно в ряде яз. совпадают термины, обознач. скот и богатство. Занятие кочевым С. требует больших площадей и невысокой плотности населения. В нек-рых видах С. уходом за скотом занималось все население, но чаще скот пасли мужчины, а женщины занимались доением и заботой о скоте.
С. у русских имело преимущественно стац. характер, будучи стойлово-пастбищным. Крестьяне разводили коров, коз, овец. Лошадь в рус. деревне была тягловым животным, крайне необходимым в крестьянском х-ве. О значении лошади можно судить по ее многочисл. изображениям в декорат.-прикладном иск-ве и на бытовых предметах. Пастух не был уважаемым лицом, поэтому скот пасли либо подростки, либо крестьяне-аутсайдеры, принятые на период выпаса на содержание общины. Наблюдение за поведением животных отразилось в нар. фенологии. Слав. язычество было богато разл. скотоводч. культами, частично отразившимися в православии; так, покровителями скота были св. Флор и Лавр, а также Власий. Этногенез рус. в период монг. нашествия проходил в обстановке навязывания населению лесной зоны, пашенным земледельцам образа жизни, присущего скотоводам (кочевого типа).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.